Примерно так можно описать следующую подборку законов, собранных нами с разных стран. На первый взгляд закон может показаться абсурдным, но на то были весьма интересные причины. Порой, и на второй взгляд, несмотря на объяснения, закон все равно кажется абсурдным.
В Норвегии, на родине Одина, есть место, где законодательно закреплен запрет на смерть, и, значит, врата Вальхаллы для местных жителей закрыты. Это город Лонгйирбюен в провинции Свальбард, что занимает архипелаг Шпицберген. Любого серьезно заболевшего здесь тут же вывозят в более южные широты, чтобы он не умер, где не положено. Лонгйирбюен – самое северное поселение в мире, находящееся в вечной мерзлоте. То есть все проблемы со смертью здесь связаны с похоронами и с тем, что тела в земле совершенно не разлагаются. Местное кладбище давно переполнилось и было закрыто. Одновременно был издан и абсурдный закон про смерть. Казалось бы, что мешало издать закон о запрете захоронений…
Вы когда-нибудь пробовали дуриан? Мы – нет, но наслышаны о его божественном вкусе и нестерпимой вони. Так вот, из-за вони он запрещен к поеданию в общественных местах тех стран, где произрастает – в Малайзии, Индонезии и Брунее. Люди, любящие этот фрукт, прячутся по углам, чтобы насладиться неповторимым вкусом. Поэтому, приехав в одну из этих стран, не спешите сразу пробовать дуриан. Для начала узнайте, где его можно будет съесть после покупки, так как рынок или гостиница – это тоже общественные места.
Очень приятный закон подарили своим гражданам и гостям законодатели Дании. Здесь можно не платить в ресторанах, если вы не наелись принесенным обедом. То есть, европейская традиция подавать мизерные порции за баснословные деньги здесь не только не прижилась, но была встречена буквально в штыки. В северных странах с едой не шутят. Не шутят в Дании и с безопасностью детей. После одного очень печального случая все водители в этой стране обязаны заглядывать под свой автомобиль, прежде чем завести его и поехать. Делается это для того, чтобы проверить, не заснул ли под машиной ребенок.
А вот в Японии наоборот идет борьба с перееданием и ожирением. Исключение составляют только борцы сумо, на которых закон на запрет лишнего веса не распространяется. Так в стране восходящего солнца уже 9 лет действует ограничение на обхват талии. Женщина может раздаваться вширь до 90 см, а мужчина – до 80 см. Правда распространяется закон только на тех людей, кому больше 40 лет. Хороший стимул, чтобы начать новую жизнь, когда обмен веществ начинает меняться с возрастом и тем самым подать пример подрастающему поколению.
Другая нестыковка, подобная описанной японской (сумо и одновременный запрет на ожирение), существует в раскрепощенном Тайланде, где, оказывается, нельзя ходить без нижнего белья. Точнее, без трусов. Также там запрещено управлять любым транспортным средством с оголенным торсом. Секс-туризм, конечно, стал лицом Тайланда, но меру в этой стране знают.
Недолюбливают голых людей и в Кении. Приезжих голых. Гражданам Кении голышом ходить можно, а вот туристов за подражание аборигенам штрафуют. Возможно, местные законодатели усмотрели в подобных попытках туристов впитать в себя местную культуру издевку или пародию на традиции, а может они намекнули тем самым, что приезжему никогда не стать одним из них. На самом деле, запрет на наготу просто имеет исключение для местных жителей, представителей разных племен, где нагота – традиция, а ее запрет не встречает никакого понимания.
Если в Сингапуре есть очень правильный закон, предусматривающий штраф для тех, кто не смывает за собой в общественном туалете, то в Швейцарии есть абсурдный закон, запрещающий смывать унитаз после 22:00. Распространяется он только на жителей многоквартирных домов. В результате, ничто не нарушает ночную тишину, а к запаху можно привыкнуть. Дело в том, что в этой стране очень трепетно относятся к тишине, и при этом строят дома с тончайшими стенами в половину кирпича, сантиметров 10. Поэтому ночное спускание воды отчетливо слышит весь дом. Кстати, такая шумная техника, как стиральные машины или сушилки в многоквартирных домах Швейцарии находится исключительно на первых этажах или в подвалах, в специальных комнатах.
В ряде стран существует запрет на камуфляж, причем он распространяется не только на одежду защитной раскраски, но и на рюкзаки, чехлы и так далее. Такие запреты есть в Тринидад и Тобаго. Запрет этот более-менее обоснован: в камуфляж в этих странах имеют право одеваться только военные, полицейские и другие представители власти. Если камуфляж надевает частное лицо, то его обвиняют во введении в заблуждение относительно своего статуса. Недоумение вызывает то, что принадлежность к госструктурам определяет камуфляж (не важно, какого типа), а не погоны, нашивки или другие опознавательные знаки.
В Великобритании есть особый закон с прицелом на будущее, позволяющий министру иностранных дел применять силу в отношении желающих приземлиться инопланетян. Но если гости из космоса предоставят МИД Британии соответствующую лицензию, то им будет позволено сажать свои корабли где угодно на территории королевства. Этому закону уже 32 года, и отменять или корректировать его никто не собирается. Абсурдность закона состоит в том, что если инопланетяне, высаживающиеся в Англии, наткнутся на враждебный прием, то, учитывая развитость технологий способной на межзвездные перелеты расы, от Туманного Альбиона вряд ли что-то останется.
Рекордсменом по количеству абсурдных законов являются США. Им мы посвятили отдельную статью. Здесь же упомянем только некоторые законы, которые касаются выпивки или появились в результате сухого закона. Например, в Сент-Луисе пить сидя на земле нельзя, причем, только пиво. А стоя – можно. В Чикаго наоборот – запрещено пить стоя, где бы вы ни находились. В одном из городов Канзаса (Топика) есть запрет на розлив вина в чайные чашки, а в Кливленде нельзя пить «с горла» с кем-либо из одной бутылки – у каждого должна быть своя.
Немало абсурдных законов существует и в Канаде. Например, в одной из провинций (Саскачеван) в барах запрещено пить воду. Казалось бы логично, но речь идет о воде, а не о безалкогольных напитках вообще. Или, например, в этой стране есть особое требование к вывескам, надписи на которых должны быть обязательно на французском языке. При дублировании надписи на английском шрифт должен быть в два раза меньше, чем шрифт надписи на французском языке.
И, под занавес, два закона Саудовской Аравии, приводящие к совершенно абсурдной ситуации. Первый гласит, что мужчина-врач не имеет права производить осмотр женщин, а второй – запрещает женщинам быть врачами.