Депутаты Алексей Журавлев и Сергей Шаргунов внесли в Госдуму законопроект о переводе ряда положений «антиэкстремистской» статьи 282 УК РФ из уголовной в административную плоскость. Против закона, отменяющего уголовное преследование за репосты в интернете, выступили Правительство и Верховный Суд РФ.
С 2012 г. каждый житель России стал нести ответственность за сказанное в интернете благодаря ряду положений в 282 статье УК РФ. Основная претензия депутатов связана с неопределенностью нормы статьи. За репосты «экстремисткой направленности» Андрея Бубеева, например, посадили на два года, а в Чебоксарах 25-летняя жительница была приговорена к 100 часам обязательных работ за публикацию книги «Майн Кампф».
СМИ уже мало реагирует на такие инфоповоды – только если дело не касается какой-то публичной личности. А тем временем количество привлекаемых к уголовной ответственности пользователей только растет. Чаще всего такие жалобы подают «неравнодушные» жители, которые руководствуются личным интересом.
В 2017 г. за экстремистские преступления вынесены 228 судебных решений. Почти 96% дел об экстремизме касались постов и репостов в сети. Только в некоторых случаях речь шла о собственных публикациях осужденных.
Алексей Журавлев и Сергей Шаргунов предлагают считать действия уголовно наказуемыми лишь в том случае, когда такие действия совершается с применением насилия или с угрозой его применения, или же лицом с использованием служебного положения, или организованной группой.
По сей день россияне продолжают привлекаться за репосты в своих социальных сетях, публикацию запрещенной музыки и картинок. Казалось бы, есть уже четкие примеры экстремисткой деятельности, которые не нуждаются в объяснении. Это и преступления группировки БОРН (Боевая организация русских националистов), которая убивала адвокатов, а также общественных деятелей, и деятельность Максима Марцинкевича. Но власть по-прежнему видит угрозу в репостах и лайках, с чем не согласны даже депутаты.