В России продолжаются истории с банкротством туроператоров. Ранее эксперты советовали отдыхающим выбирать крупные турфирмы, чтобы не попасть в неприятную ситуацию. Однако теперь о банкротстве объявила одна из крупнейших и старейших фирм – «Натали Турс». «ЦПП Новости» публикует небольшую памятку для тех, кто попал к обанкротившемуся оператору.
1. Как проверить, что турфирма оплатила ваши билеты и отель?
Самый простой способ убедиться в этом – позвонить в авиакомпанию и отправить по электронной почте письмо в отель с просьбой подтвердить бронь. Как правило, все туры должны быть оплачены в течение 7–10 дней. По «Закону о туризме» необходимые контакты прописываются в договоре.
Если отель и авиакомпания не могут подтвердить бронь, то следует прийти в офис туроператора с паспортом и всеми документами по туру. Тогда менеджеры смогут все быстро перепроверить и исправить ошибку. Но если в положенный срок деньги вовсе не перечислены, нужно быстро идти в свое турагентство и требовать выполнения обязательств, угрожая обращением в прокуратуру и Роспотребнадзор.
2. Если тур приобретен, но поездка не состоится
В случае, если тур приобретен, а поездка не состоится из-за прекращения работы туроператора, путешественнику следует обратиться к страховщику разорившейся компании. Ответственность туроператоров по закону страхуется, причем, чем крупнее компания, тем больше ее страховая сумма. Таким образом, при наступлении страхового случая туристам выплачивается стоимость оплаченных, но непредоставленных услуг.
Однако если страховой суммы туроператора на всех пострадавших не хватит, то выплачиваться она будет в процентном соотношении. В этом случае всех денег, к сожалению, не вернуть.
Страховой компании следует предоставить следующие документы:
- • копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством РФ (с предъявлением оригинала). Помните, что нотариусы не заверяют копии документов, удостоверяющих личность, поэтому требование страховщика принести нотариально заверенную копию неправомерно;
- • копию договора о реализации туристского продукта (с предъявлением оригинала);
- • копии документов, подтверждающих реальный ущерб, понесенный туристом в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта. В эту категорию попадают все чеки, билеты и квитанции.
3. Если турист уже на отдыхе
Если туристы на отдыхе узнают о банкротстве своего туроператора, то им нужно обратиться в ассоциацию «Турпомощь» или/и в Ростуризм. «Турпомощь» существует специально для того, чтобы спасать путешественников, оказавшихся в сложной ситуации. При этом необходимо иметь в виду, что те туристы, которые приобрели у туроператора только авиабилеты, считаются «индивидуалами» и на помощь ассоциации рассчитывать не могут. Им необходимо обратиться в Ростуризм, который может привлечь свои и сторонние средства (например, МЧС) для возвращения россиян на родину.
Но намного проще оплатить свой перелет домой самостоятельно. А по возвращении следовать п. 2. Все билеты и чеки нужно сохранить до суда. То же касается и размещения в отелях, откуда клиентов разорившихся туроператоров выселяют за неуплату: туристы, не желающие прерывать отдых и сразу возвращаться домой, могут сами повторно оплатить проживание в этой гостинице или выбрать другую.
4. Если не хотят возвращать деньги
Обращайтесь в суд. Однако вам обязательно нужно соблюсти досудебный порядок. Чтобы все сделать правильно, обратитесь к юристам.